Какие бывают общеобразовательные учреждения. Общеобразовательные учреждения
Согласно статье 23 Федерального закона №273-ФЗ, общеобразовательные учреждения – это организации, которые отвечают за три ступени среднего образования детей: начальное, основное и полное. Проще говоря, так называются все школы, независимо от их специфики.
Полный срок обучения в российских общеобразовательных школах – 11 лет. Он делится на три периода:
- с 1 по 4 классы – начальная школа;
- с 5 по 9 класс – основная;
- 10-11 классы – средняя.
Несмотря на одинаковый юридический статус и подчинение единому государственному образовательному стандарту, школы в России различаются по профилям, специализациям, качеству обучения и ряду других параметров. Разные виды общеобразовательных учреждений, их специфика и особенности учебного процесса подробно рассмотрены в материалах этого раздела.
Чем гимназии и лицеи отличаются от обычных школ
Сравнение обычных общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Как повлияли правовые изменения на качество образования – новая модель в реальных условиях.
Лицеи
Особенности современных российских лицеев с точки зрения их структуры и организации образовательного процесса.
Частные школы в России
Чем частные школы отличаются от государственных, и стоит ли тратиться на среднее образование ребенка, когда есть бесплатная альтернатива.
Спортивные школы
Какая спортивная школа подойдет вашему ребенку, сложно ли туда попасть и сколько будет стоить обучение.
Что такое гимназия и стоит ли отдавать туда ребенка
Изменилось ли положение гимназий после образовательной реформы 2012 года и можно ли по-прежнему считать эти школы элитными.
Российские школы обладают достаточно высокой степенью автономности, которая закреплена в статье 28 Федерального закона №273-ФЗ. Они вправе самостоятельно определять содержание и глубину учебных программ, методики их реализации, количество образовательных траекторий и т.д. Тем не менее, все общеобразовательные учреждения решают одну задачу – становление личности с хорошо сформированными когнитивными навыками, способной к полноценной жизни в обществе, к творческому и профессиональному развитию.
Тип образовательного учреждения это. Характеристика разных видов ДОУ
В дошкольной сфере есть и определенные типы специальных образовательных учреждений компенсирующего (коррекционного) характера. Подобные заведения посещают дети, имеющие разнообразные патологии: задержку психического развития, проблемы с опорно-двигательной системой, с туберкулезной интоксикацией, ослабленным слухом и зрением, нарушениями интеллектуального развития, с дефектами речи.
Подобные типы образовательных учреждений в основном функционируют круглосуточно, располагаются они за пределами городов. Здесь для малышей создаются специальные условия: бассейны, диетическое питание, массажные кабинеты. Работают в садах высококвалифицированные воспитатели, медицинские работники, психологи. Для того чтобы ребенку было легко адаптироваться среди сверстников, наполняемость групп не превышает 15 человек.
Помимо лечения малышей в таких дошкольных учреждениях компенсирующего типа осуществляется обучающий и воспитательный процесс, для занятий разрабатываются особые программы. Специальные консультационные центры, создаваемые при ДОУ, помогают родителям справляться со сложными ситуациями, решать своевременно возникающие проблемы. Для того чтобы попасть в подобное учреждение, нужно иметь направление врача-педиатра, а также справки установленного образца, соответствующие профилю детского сада.
Общеразвивающие дошкольные учреждения в качестве приоритетного направления своей деятельности выбирают интеллектуальное, физическое, эстетическое, художественное. Такие типы государственных образовательных учреждений посещают малыши от трех до семи лет.
Сады оздоровления и присмотра функционируют с акцентом на оздоровительные, профилактические, санитарно-гигиенические процедуры и мероприятия.
Если рассматривать образовательные учреждения нового типа в дошкольной среде, нужно выделить сады с этнокультурным компонентом. Основной их задачей является формирование в воспитанниках уважения к разным культурам, терпимости к представителям иных национальностей, бережного отношения к семейным ценностям.
Воспитатели помогают ребятам осваивать культурные традиции, раскрывают истоки народных обрядов, верований и т. п. На занятиях уделяется особое внимание уважению старшего поколения.
Существуют в системе дошкольного воспитания и такие типы образовательных учреждений, как центры развития ребенка. В них есть специальные физкультурные, оздоровительные, игровые комплексы, изостудии, компьютерные классы, бассейны, детские театры. Применение комплексного подхода при организации работы с дошкольниками в подобных центрах позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому и интеллектуальному развитию детей.
Есть новые типы и виды образовательных учреждений дошкольного звена, например, прогимназии.
Основным контингентом подобных заведений являются ребята младшего школьного и дошкольного возраста. Отличие в том, что здесь систематически изучаются определенные предметы: русский язык, математика, устное чтение, основы английского языка. Также в программе прогимназического обучения есть специальные предметы эстетической направленности, позволяющие в полной мере развивать личность ребенка: риторика и ритмика, плавание и подвижные игры, рисование и лепка, хореография и музыка.
Родители, выбирающие прогимназию для своих детей, сначала должны ознакомиться со списком предлагаемых предметов. Там занятия проводятся в основном в форме игры, проектной, исследовательской деятельности. В возрасте от трех до семи лет дети знакомятся с окружающим миром с помощью игр. Подобные дошкольные учреждения позволяют ребятам привыкать к обучению, постепенно погружают их в образовательную среду. Проблем с дисциплиной, домашними заданиями, посещением уроков у таких «маленьких гимназистов» в школе не возникает.
Самым ранним вариантом дошкольного образования являются ясли-сад. В таком учреждении осуществляется присмотр за малышами от двух месяцев. В яслях существует специальный распорядок дня, есть и свои развивающие занятия. Малыш, который посещает ясли, должен иметь элементарные навыки, соответствующие его возрасту.
Частные образовательные учреждения. Что такое частная школа и чем она отличается от государственной
Основное отличие частного учебного заведения от государственного в том, что первое принадлежит конкретному предпринимателю и не финансируется из средств бюджета, а содержится за счет денег, которые родители платят за образование своих детей. Таким образом, с юридической точки школа выступает исполнителем, а законный представитель ребенка – заказчиком образовательных услуг, и их взаимоотношения регулирует ФЗ «О защите прав потребителей». Значит ли это, что у владельца негосударственного учебного заведения с педагогической точки зрения полностью развязаны руки? Нет, поскольку закон «Об образовании в РФ» он тоже соблюдать обязан, то есть ученики частной и государственной школ обладают абсолютно одинаковыми правами. Что это значит практически:
- администрация не вправе отчислить ребенка по собственному желанию – только за серьезное нарушение дисциплины или систематическую неуспеваемость, причем подростку при этом должно быть не менее 15 лет;
- учебная программа должна соответствовать государственному стандарту (ФГОС);
- по окончании 9 и 11 классов ребята сдают соответственно ОГЭ и ЕГЭ и получают аттестаты;
- при необходимости родители вправе перевести ученика в обычную (государственную) школу, получив при этом личное дело ребенка и задокументированные сведения о его успеваемости.
Все права и обязанности сторон образовательного процесса в небольшой статье перечислить сложно, но и необходимости в этом нет. Достаточно знать, что любое частное учебное заведение обязано действовать согласно вышеуказанным законам.
Преимущества
Образовательные услуги обходятся родителям недешево, так есть ли смысл тратиться? Безусловное достоинство частных школ – отличная материальная база (хороший ремонт, учебные лаборатории, компьютеры) и классы всего по 10–15 человек, что дает возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку в отдельности. Эти преимущества – самые очевидные, но не единственные. Важно и то, что каждая частная школа уникальна и несет в себе некую заложенную основателем идею. Она может выражаться в облике самого здания, в принципах отбора преподавателей и организации педагогического процесса, а также в разнообразии дополнительных программ. Кроме того, многие частные средние школы – профильные, то есть имеют определенный уклон: экономический, лингвистический, математический и так далее. Государственные учебные заведения иногда тоже отличаются определенной направленностью, но стоит понимать, что если ваш ребенок проявляет ранний интерес, например, к биологии, а в вашем районе школы с подобным профилем нет, то у вас могут возникнуть сложности с поступлением, поскольку на обучение за счет бюджета детей принимают в первую очередь по месту жительства. В частном секторе подобных ограничений нет, хотя в любом случае стоит принять во внимание и то, насколько удобно будет ребенку ходить либо ездить на занятия.