Основные ступени профессионального образования. Профессиональное образование
| Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону ( Россия ) , возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения . Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями , умениями , навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям . (А. Н. Лейбович) Профессиональное образование в России существует более 300 лет, со времен Петра I . На каждом этапе развития перед системой образования ставились различные задачи профессионального образования. В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности. Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие: Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
|
Ступени образования рф. Структура системы образования в Российской Федерации
С учетом понятия «образование», содержащегося в п. 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», систему образования РФ можно рассматривать как:
- совокупность элементов, которые формируют и организуют единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства.
Структура системы образования раскрывается в ч. 1 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и включает в себя:
федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ), образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Важнейшей классификацией системы образования является законодательное выделение видов, подвидов и уровней образования.
Согласно ч. 2 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образование в РФ подразделяется на 4 вида:
общее образование ;
профессиональное образование ;
дополнительное образование ;
профессиональное обучение.
Понятие каждого вида образования дано в п. 11 – 14 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Среднее профессиональное образование. Что такое СПО?
Для начала разберемся с терминами, чтобы верно понимать друг друга. Что вообще такое среднее профессиональное образование? Как следует из названия, это, прежде всего, профессиональное образование.
273-ФЗ
(Надо отметить, что с введением нового N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», термин « высшее профессиональное образование» был упразднен и заменен на «высшее образование»).
Ведущей задачей данного уровня образования является обучение учащихся за максимально короткий срок ключевым навыкам и знаниям, которых будет достаточно для начала трудовой деятельности. На некоторые специальности можно поступить уже после 9-го класса. Таких выпускников сейчас часто называют «рабочие кадры» или «синие воротнички», т.е. люди, которые работают руками на заводах, складах, в парикмахерских, магазинах и т.д.Иногда считается, что СПО больше направлено только на получение рабочих или не требующих глубоких знаний специальностей. Однако это не совсем так. Многие, хотя и далеко не все, специальности, которым можно обучиться по программам высшего образования, доступны и в СПО. Конечно, учебные программы и интенсивность подготовки при этом будут отличаться. Следует заметить, что многие вузы также могут обучать по программам среднего профессионально образования.
ФГОС 3+
Здесь и далее под специальностью мы будем понимать «укрупненную группу специальностей и направлений подготовки». Подробнее можно посмотреть в справочниках ФГОС 3+:
СПО делится на:
- программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (грубо говоря, то, что раньше называлось начальным профессиональным образованием);
- программы подготовки специалистов среднего звена.
Последние, в свою очередь, делятся на базовый и углубленный уровни (обучение длится примерно на год дольше). Если интересно, то более подробно о системе среднего профессионального образования в России можно узнать на одном изМинобрнауки России. Для простоты изложения далее по тексту мы будем называть всех выпускников, получивших среднее профессиональное образование, «выпускниками СПО» или «выпускниками техникумов», а получивших высшее образование, – «выпускниками ВО» или «выпускниками вузов». Хотя формально это и не совсем верно, зато сразу всем понятно.
Ступени образования это. Общее
В России система общего образования включает в себя следующие ступени:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Дошкольное образование предоставляется соответствующими учреждениями. Чаще всего к ним относятся детские сады и центры развития ребенка. Для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены дома ребенка и детские дома.
Ступень начального образования в России подразумевает обучение в первых трех или четырех классах. Отдать ребенка в школу, лицей или гимназию можно с 6,5 до 8 лет. Запись в общеобразовательную организацию осуществляется по месту жительства. Однако родители имеют право отправить своих детей в любую другую школу, даже если последние не закреплены на ее территории.
Окончив начальную школу, ученики переходят к программе основного общего образования. В России школьники в конце 9-го класса сдают основной государственный экзамен и проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА). По итогам пройденных испытаний выпускники могут продолжить обучение в 10-11 классе или поступить в среднее профессиональное учреждение. В случае получения неудовлетворительных результатов ОГЭ по двум дисциплинам, учащиеся пересдают экзамен с 1-го сентября текущего года.
Допуск к среднему общему образованию становится возможен, если ученик успешно прошел аттестацию за 9 класс. Выпускники старшей школы также проходят ГИА и сдают единый государственный экзамен по трем предметам (один обязательный, два на выбор). С учетом результатов ЕГЭ, итоговой аттестации и с наличием индивидуальных достижений происходит поступление в высшие учебные заведения России или заведения профессионального образования.