Справочники типов и видов образовательных учреждений. Дошкольные и школьные образовательные учреждения и реализуемые ими образовательные программы
В настоящее время образовательные учреждения подразделяются на типы, внутри каждого типа они делятся на виды.
Замечание 1
Дошкольные образовательные организации осуществляют деятельность по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
Виды дошкольных образовательных организаций :
- детский сад – осуществляет воспитание и развитие детей дошкольного возраста (1,9 – 7 лет), на основании общеобразовательной программы;
- детский сад компенсирующего вида – осуществляет воспитание детей, имеющих недостатки в психическом или физическом развитии, на основании коррекционных программ;
- центр развития ребенка (детский сад) – воспитание и развитие детей дошкольного возраста по нескольким направлениям, на основании общеобразовательной программы.
Образовательные организации, реализующие школьное образование :
- начальная общеобразовательная школа, осуществляет свою деятельность на основании программы начального образования (1-4 класс);
- основная общеобразовательная школа, осуществляет деятельность на основании программ начального и среднего образования (1-9 класс);
- средняя общеобразовательная школа, осуществляет деятельность на основании программ начального, среднего и среднего (полного) образования (1-11 класс);
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов – помимо общеобразовательных программ, реализует дополнительные программы по отдельным предметам и направлениям;
- гимназия, лицей – осуществляют деятельность на основании общеобразовательной программы и программ, разработанных специально для данного учебного заведения, направленных на разностороннее и углубленное изучение отдельных дисциплин.
- специальная (коррекционная) образовательная организация (учреждение) – для детей, имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии (слабослышащие, с нарушениями речи, умственно отсталые и т.п.), осуществляют деятельность на основании специально разработанных коррекционных программ, в зависимости от вида нарушения у учащихся;
- учебно-воспитательные организации (учреждения) – осуществляют воспитание и обучение детей с девиантным поведением, бывают закрытого и открытого типа;
- санаторно-лесная школа (интернат) – учебное заведение для детей 7-14 лет, имеющих хронические заболевания и требующих постоянного или длительного лечения;
- школы-интернаты – учебные организации, предусматривающие круглосуточное пребывание обучающихся (сироты, дети, имеющие проблемы со здоровьем, одаренные дети, трудные подростки и т.д.), реализуют программы в зависимости от контингента детей.
Образовательные учреждения это. Виды образовательных систем
Образовательные учреждения – это структуры, в которых обучение и воспитание реализуются, базируясь на научно-разработанную программу. Необходимость в знаниях обусловлена потребностью государства в высокоразвитых гражданах и специалистах. А их можно получить только, используя систему непрерывного образования.
В России система образовательных организаций представлена следующими типами:
- Дошкольные организации. Виды дошкольных учреждений: детский сад; детское дошкольное учреждение компенсирующего вида с осуществлением квалификационной коррекции различных отклонений в психическом и физическом развитии воспитанников; детская дошкольная организация сад с реализацией одного/ нескольких направлений (художественно-эстетического, интеллектуального, физического и т.д.) развития детей; детский сад оздоровления и присмотра с осуществлением профилактических, санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур и мероприятий; детское дошкольное учреждение комбинированного вида (в его состав могут входить оздоровительные, компенсирующие и общеразвивающие группы в различном сочетании); детский сад с осуществлением психического и физического развития, оздоровления и коррекции (центр развития ребенка).
- Общеобразовательные организации. К ним относятся: средние общеобразовательные школы; лицеи; гимназии; школы с углубленным изучением предметов; вечерние школы; специальные школы для детей с различными отклонениями в психическом и физическом развитии; образовательные организации - интернаты; внешкольные образовательные учреждения (школы искусств, детские художественные и музыкальные школы, хореографические и хоровые студии, фольклорные ансамбли, ДЮСША, станции юных техников или натуралистов, центры досуга и др.).
- Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их виды: детский дом семейного типа; детский дом.
- Организации дополнительного образования (детей или взрослых).
- Организации профессионального образования (начальное, среднее и высшее, бакалавриат, Магистратура, Аспирантура, Докторантура), послевузовское образование.
- Организации, предоставляющие образовательные услуги (учебно-производственный комбинат).
- Второе высшее образование.
- Переподготовка и повышение квалификации.
Виды дошкольных образовательных учреждений. Типы образовательных организаций
Виды дошкольной образовательной организации
![Виды дошкольных образовательных учреждений. Типы образовательных организаций](/sites/all/modules/_custom/mainsitesettings/load.gif)
Описание
Для самых маленьких жителей страны создана обширная сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), где осуществляется не только реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования, в них ещё за детьми ухаживают и присматривают. Типы рассмотрим.
Классификация
- Детский сад. Это самый массовый и наиболее востребованный вид ДОУ. Детские сады обеспечивают воспитание и дошкольное образование детей от 3 до 7 лет. Одновременно с этим в садах занимаются укреплением здоровья воспитанников как физического, так и психологического, выявляют и осуществляют коррекцию отклонений в развитии, а также следят за проявлением индивидуальных способностей детей, разрабатывают пути их развития.
- Детский сад для детей раннего возраста. Такое учреждение посещают совсем малыши – те, кому исполнилось 2 месяца, но ещё нет 3 лет. Работа персонала направлена на адаптацию детей в социуме. Образовательные программы в них – только общеразвивающие.
- Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста. Как отдельный вид появился не так давно, хотя в ДОУ всегда существовали подготовительные к школе группы. За один год проблема подготовки ребёнка к включению в школьные социальные отношения не всегда решается полно и эффективно. Именно поэтому старших дошкольников начинают приучать работать с разными источниками информации самостоятельно, ставить и решать учебные задачи, планировать свою деятельность.
- Детский сад присмотра и оздоровления. Предназначены для воспитанников, не достигших трёх лет, либо имеющих некоторые виды заболеваний, не позволяющих посещать другой вид ДОУ, например, туберкулёз. В таких учреждениях большое внимание уделяется оздоровительным мероприятиям, проводятся санитарно-гигиенические процедуры.
- Детский сад компенсирующего вида. Подобные ДОУ принято называть «специализированными». Их посещают дети с разнообразными нарушениями: слуха, зрения, нарушениями ЦНС, дети-инвалиды. Детский сад компенсирующего вида занимается коррекцией диагностированных нарушений, поэтому материально-техническое обеспечение таких садов отличается от обычных. В них есть массажные комнаты, диетические столовые, они оборудуются тренажёрами, медицинскими приспособлениями.
- Центр развития ребёнка – детский сад (ЦРР). Занимается разноплановой деятельностью. В состав центров входят группы как общеразвивающей направленности, так и компенсирующей или комбинированной направленности. В центрах развития особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому воспитаннику. Здесь создаются условия для удовлетворения потребности детей в занятиях физкультурой, творчеством.
Типы и виды образовательных учреждений таблица. Просмотр содержимого документа
Дошкольные образовательные учреждения
Общеобразовательные учреждения
Учреждения начального профессионального образования
- Детский сад;
- Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления и др.
- начальная, основная и средняя общеобразовательная школа;
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
- гимназия;
-лицей.
- профессиональное училище;
- профессиональный лицей;
- учебно-курсовой комбинат и приравненные к нему учреждения.
СПО
Высшие учебные заведения
- университет;
- академия;
- институт;
- техникум;
- колледж;
Послевузовские образовательные учреждения
Дополнительные образовательные учреждение
Коррекционные заведения
1 вид - для глухих и слабослышащих
2 вид – для глухонемых детей.
3 вид – для незрячих детей, а также детей с остаточным зрением
4 вид – для слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4.
5 вид – для детей с тяжелой речевой патологией, в том числе с заиканием.
6 вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
7 вид – для детей с дислексией – частичным специфическим расстройством овладения чтением.
8 вид – для детей с умственной отсталостью.