Справочники типов и видов образовательных учреждений. Дошкольные и школьные образовательные учреждения и реализуемые ими образовательные программы
В настоящее время образовательные учреждения подразделяются на типы, внутри каждого типа они делятся на виды.
Замечание 1
Дошкольные образовательные организации осуществляют деятельность по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
Виды дошкольных образовательных организаций :
- детский сад – осуществляет воспитание и развитие детей дошкольного возраста (1,9 – 7 лет), на основании общеобразовательной программы;
- детский сад компенсирующего вида – осуществляет воспитание детей, имеющих недостатки в психическом или физическом развитии, на основании коррекционных программ;
- центр развития ребенка (детский сад) – воспитание и развитие детей дошкольного возраста по нескольким направлениям, на основании общеобразовательной программы.
Образовательные организации, реализующие школьное образование :
- начальная общеобразовательная школа, осуществляет свою деятельность на основании программы начального образования (1-4 класс);
- основная общеобразовательная школа, осуществляет деятельность на основании программ начального и среднего образования (1-9 класс);
- средняя общеобразовательная школа, осуществляет деятельность на основании программ начального, среднего и среднего (полного) образования (1-11 класс);
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов – помимо общеобразовательных программ, реализует дополнительные программы по отдельным предметам и направлениям;
- гимназия, лицей – осуществляют деятельность на основании общеобразовательной программы и программ, разработанных специально для данного учебного заведения, направленных на разностороннее и углубленное изучение отдельных дисциплин.
- специальная (коррекционная) образовательная организация (учреждение) – для детей, имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии (слабослышащие, с нарушениями речи, умственно отсталые и т.п.), осуществляют деятельность на основании специально разработанных коррекционных программ, в зависимости от вида нарушения у учащихся;
- учебно-воспитательные организации (учреждения) – осуществляют воспитание и обучение детей с девиантным поведением, бывают закрытого и открытого типа;
- санаторно-лесная школа (интернат) – учебное заведение для детей 7-14 лет, имеющих хронические заболевания и требующих постоянного или длительного лечения;
- школы-интернаты – учебные организации, предусматривающие круглосуточное пребывание обучающихся (сироты, дети, имеющие проблемы со здоровьем, одаренные дети, трудные подростки и т.д.), реализуют программы в зависимости от контингента детей.
Образовательные учреждения это. Виды образовательных систем
Образовательные учреждения – это структуры, в которых обучение и воспитание реализуются, базируясь на научно-разработанную программу. Необходимость в знаниях обусловлена потребностью государства в высокоразвитых гражданах и специалистах. А их можно получить только, используя систему непрерывного образования.
В России система образовательных организаций представлена следующими типами:
- Дошкольные организации. Виды дошкольных учреждений: детский сад; детское дошкольное учреждение компенсирующего вида с осуществлением квалификационной коррекции различных отклонений в психическом и физическом развитии воспитанников; детская дошкольная организация сад с реализацией одного/ нескольких направлений (художественно-эстетического, интеллектуального, физического и т.д.) развития детей; детский сад оздоровления и присмотра с осуществлением профилактических, санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур и мероприятий; детское дошкольное учреждение комбинированного вида (в его состав могут входить оздоровительные, компенсирующие и общеразвивающие группы в различном сочетании); детский сад с осуществлением психического и физического развития, оздоровления и коррекции (центр развития ребенка).
- Общеобразовательные организации. К ним относятся: средние общеобразовательные школы; лицеи; гимназии; школы с углубленным изучением предметов; вечерние школы; специальные школы для детей с различными отклонениями в психическом и физическом развитии; образовательные организации - интернаты; внешкольные образовательные учреждения (школы искусств, детские художественные и музыкальные школы, хореографические и хоровые студии, фольклорные ансамбли, ДЮСША, станции юных техников или натуралистов, центры досуга и др.).
- Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их виды: детский дом семейного типа; детский дом.
- Организации дополнительного образования (детей или взрослых).
- Организации профессионального образования (начальное, среднее и высшее, бакалавриат, Магистратура, Аспирантура, Докторантура), послевузовское образование.
- Организации, предоставляющие образовательные услуги (учебно-производственный комбинат).
- Второе высшее образование.
- Переподготовка и повышение квалификации.
Виды дошкольных образовательных учреждений. Типы образовательных организаций
Виды дошкольной образовательной организации
Описание
Для самых маленьких жителей страны создана обширная сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), где осуществляется не только реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования, в них ещё за детьми ухаживают и присматривают. Типы рассмотрим.
Классификация
- Детский сад. Это самый массовый и наиболее востребованный вид ДОУ. Детские сады обеспечивают воспитание и дошкольное образование детей от 3 до 7 лет. Одновременно с этим в садах занимаются укреплением здоровья воспитанников как физического, так и психологического, выявляют и осуществляют коррекцию отклонений в развитии, а также следят за проявлением индивидуальных способностей детей, разрабатывают пути их развития.
- Детский сад для детей раннего возраста. Такое учреждение посещают совсем малыши – те, кому исполнилось 2 месяца, но ещё нет 3 лет. Работа персонала направлена на адаптацию детей в социуме. Образовательные программы в них – только общеразвивающие.
- Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста. Как отдельный вид появился не так давно, хотя в ДОУ всегда существовали подготовительные к школе группы. За один год проблема подготовки ребёнка к включению в школьные социальные отношения не всегда решается полно и эффективно. Именно поэтому старших дошкольников начинают приучать работать с разными источниками информации самостоятельно, ставить и решать учебные задачи, планировать свою деятельность.
- Детский сад присмотра и оздоровления. Предназначены для воспитанников, не достигших трёх лет, либо имеющих некоторые виды заболеваний, не позволяющих посещать другой вид ДОУ, например, туберкулёз. В таких учреждениях большое внимание уделяется оздоровительным мероприятиям, проводятся санитарно-гигиенические процедуры.
- Детский сад компенсирующего вида. Подобные ДОУ принято называть «специализированными». Их посещают дети с разнообразными нарушениями: слуха, зрения, нарушениями ЦНС, дети-инвалиды. Детский сад компенсирующего вида занимается коррекцией диагностированных нарушений, поэтому материально-техническое обеспечение таких садов отличается от обычных. В них есть массажные комнаты, диетические столовые, они оборудуются тренажёрами, медицинскими приспособлениями.
- Центр развития ребёнка – детский сад (ЦРР). Занимается разноплановой деятельностью. В состав центров входят группы как общеразвивающей направленности, так и компенсирующей или комбинированной направленности. В центрах развития особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому воспитаннику. Здесь создаются условия для удовлетворения потребности детей в занятиях физкультурой, творчеством.
Типы и виды образовательных учреждений таблица. Просмотр содержимого документа
Дошкольные образовательные учреждения
Общеобразовательные учреждения
Учреждения начального профессионального образования
- Детский сад;
- Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления и др.
- начальная, основная и средняя общеобразовательная школа;
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
- гимназия;
-лицей.
- профессиональное училище;
- профессиональный лицей;
- учебно-курсовой комбинат и приравненные к нему учреждения.
СПО
Высшие учебные заведения
- университет;
- академия;
- институт;
- техникум;
- колледж;
Послевузовские образовательные учреждения
Дополнительные образовательные учреждение
Коррекционные заведения
1 вид - для глухих и слабослышащих
2 вид – для глухонемых детей.
3 вид – для незрячих детей, а также детей с остаточным зрением
4 вид – для слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4.
5 вид – для детей с тяжелой речевой патологией, в том числе с заиканием.
6 вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
7 вид – для детей с дислексией – частичным специфическим расстройством овладения чтением.
8 вид – для детей с умственной отсталостью.