От инвесторов до субсидий. О начале приема заявок от инвесторов на субсидии для оплаты процентов по кредиту
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее – департамент) проводит отбор способом запроса предложений (заявок) для предоставления субсидий, направленных юридическими лицами, являющимися инвесторами (далее соответственно – заявка(и) на участие в отборе, участник(и) отбора), на возмещение части затрат на оплату процентов по принятым кредитным обязательствам на реализацию инвестиционных проектов, реализуемых на территории Краснодарского края, в целях повышения инвестиционной привлекательности Краснодарского края в соответствии с приказом департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края от 23 августа 2021 г. № 225 «Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам, являющимся инвесторами, на возмещение части затрат на оплату процентов по принятым кредитным обязательствам на реализацию инвестиционных проектов, реализуемых на территории Краснодарского края» (в редакции от 20 апреля 2023 г. № 132) (далее – Порядок).
1. Срок проведения отбора:
дата и время начала приема заявок участников отбора:
дата и время окончания приема заявок участников отбора:
Контактная информация:
Наименование: Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
Место нахождения: 350014, Краснодарский край, г. Краснодар,
ул. Красная, д. 35.
Почтовый адрес: 350014, Краснодарский край, г. Краснодар,
ул. Красная, 57.
Адрес электронной почты: investkuban@krasnodar.ru
Телефоны: 8 (861) 251-73-25, 8 (861) 251-77-10
Мера государственной поддержки действует в соответствии с региональным планом действий, утвержденным губернатором Краснодарского края. Субсидией могут воспользоваться юридические лица, у которых есть кредит в размере от 30 миллионов до 1 миллиарда рублей на реализацию инвестпроекта на территории нашего региона.
Предоставлять положенную субсидию будут в течение двух лет. Исключением являются инвестиционные проекты, реализуемые в сфере жилищного строительства.
Ст 78 БК РФ комментарий. Комментарий к статье 78 БК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Данный порядок не распространяется на предоставление субсидий государственным (муниципальным) учреждениям: обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений регламентировано ст. 70 Кодекса, а порядок предоставления субсидий автономным учреждениям установлен в ст. 78.1 Кодекса.
Как установлено в п. 1 комментируемой статьи, субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются безвозмездно, т.е. без установления обязательства по уплате процентов, и безвозвратно, т.е. без установления обязательства по возврату. Как следует из подп. 3 п. 3 комментируемой статьи, данные требования не действуют в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. Целями предоставления субсидий является возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
2 - 3. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет основы правового регулирования предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг:
случаи и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов федеральных ГВБФ устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах федеральных ГВБФ и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. Соответствующая норма закреплена и в Законе о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. (ч. 8 ст. 7): субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), предусмотренные названным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ;
случаи и порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных ГВБФ устанавливаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных ГВБФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ;
случаи и порядок предоставления субсидий из местного бюджета устанавливаются решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В п. 3 комментируемой статьи установлены требования к содержанию указанных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам 2022. Правила предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в области обращения с отходами, по льготной ставке
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в области обращения с отходами, которые профинансированы российским экологическим оператором в 2021 - 2022 годах (далее соответственно - инвесторы, субсидии).
Субсидии предоставляются в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" в целях обеспечения доступности для инвесторов кредитных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов в области обращения с отходами.
Виды субсидий для бюджетных учреждений. Целевое назначение средств
В порядке органа-учредителя должны быть перечислены цели предоставления субсидий (пп. «б» п. 3 Общих требований). А если выделяемые средства предполагается направить на мероприятия, которые реализуются в рамках национального проекта (программы) или принятого в его исполнение федерального или регионального проекта, надо отразить наименование проекта (программы).
Указание на программный характер средств позволит связать цель и результат предоставления субсидии, поскольку последний будет важен не сам по себе, а как индикатор достижения показателей соответствующего проекта или программы.
Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на:
- капремонт недвижимого имущества;
- приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб.;
- финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС (такие цели установили в Свердловской области).
Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий.
Так, комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербургаутвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм. Аналогичный подход выбрали в Ростовской области: большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.
Бюджетные субсидии это. Кому положены субсидии?
Возможность субсидий коммерческим организациям предусматривает статья 78 Бюджетного кодекса РФ, в котором они значатся как производители товаров и услуг. Законодатель формирует для них целый ряд правил. Примечательно, что получателями субсидий могут быть и бюджетные организации, автономные, однако они под эти правила не попадают.
Инструмент субсидирования коммерческих организаций используется очень активно. Оно осуществляется в рамках национальных и федеральных проектов. Для субсидирования имеются и другие основания: поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, импортозамещение, например, выделение средств на разработку квантовых процессоров или организацию железнодорожного транспорта. Поддерживают организации, которые обращаются с твердыми бытовыми отходами.
«Внес свою лепту и коронавирус. Появилась целая серия актов, направленная на преодоление проблем, возникших на фоне пандемии. Это могут быть точные субсидии: на производство тканей из льна, создание цифровых платформ. Такие субсидии могут быть предоставлены, если имеет место публичная цель», — отмечает Наталья Шевелева.
Сами субсидии и цели предусмотрены в Законе о бюджете, это является непреложным правилом. Дальнейшее регулирование вопросов осуществляется актами органов исполнительной власти и прокуратурой, которая следит за возможными нарушениями. В актах должны быть указаны критерии отбора получателей, определены цели, порядок и предоставления.
«78-я статья включает в себя два вида субсидий, при этом не называя их таковыми. Отличия мы увидели только в рамках судебной практики. Первый вид — на возмещение выпадающих доходов. Экономическая суть в том, что публичный субъект поручает осуществление действий организации, которая несет расходы, подлежащие компенсации. В качестве примера можно привести авиаперевозки по специальному тарифу. Второй вид — стимулирующие субсидии, которые направлены на создание нового продукта. Они попадают под казначейское сопровождение и для получателей открывают специальный лицевой счет», — рассказывает профессор.
Учитывая, что субсидии разные, их цели формулируются по-разному. Если 2-3 года назад судебная практика говорила об одном порядке установления цели, то сейчас все изменилось. Эксперт приводит пример, когда субъект малого предпринимательства получает субсидию целевого характера на приобретение фургона для молочного скотоводства. В результате проверки выясняется, что он использовался для растениеводства. Вопрос о том, нарушена ли цель или нет, рассматривался в судебном порядке. Было принято решение, что цель не нарушена, так как растения пошли на корм скоту.
Маргарита Кустова подчеркивает, что стимулирующая субсидия это особый публичный инструмент. Условия определяются таким образом, чтобы можно было обеспечить общественно полезный эффект от частного лица. «То есть речь идет о рефинансировании частных субъектов. Если мы говорим о такой субсидии, она определяет широкие условия. Речь может идти о безграничном усмотрении условий субсидирования. За исключением соблюдения в обязательном порядке Конституции и закона. Главная задача — обеспечить эффективность, результативность, адресность», — поясняет она.
Таким образом, в случае возникновения допустимости тех или иных условий в соглашении о субсидировании, можно ориентироваться на Конституцию, а можно принимать во внимание публичные задачи в программных документах.